Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Откровение Иоанна Богослова

НАЗВАНИЕ КНИГИ

Слово "Откровение" [греч. апокалюпсис] входит в заглавие книги (Apocalipsys 1:1). Сущ. апокалюпсис и однокор. глагол апокалюпто в НЗ употребляется в значении: "раскрытие сокровенной дотоле тайны" (Matthaeum 10:26; Matthaeum 11:27; Matthaeum 16:17; Romanos 1:17.18; 1 Corinthios 2:10; Lucam 17:30; 2 Thessalonicenses 2:3). Выражение "Откровение Иисуса Христа" (Apocalipsys 1:1) подразумевает ту истину, к-рую Господь открывает Своим служителям (ср. 2 Corinthios 12:1; Galatas 1:12), - то, "что дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим" (Apocalipsys 1:1).

АВТОР

Сам автор называет себя Иоанном, "рабом Бога" (Apocalipsys 1:1), а по отношению к своим читателям - "братом, соучастником в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа" (Apocalipsys 1:9). Ангел обращается к нему как к сослужителю и брату пророков (Apocalipsys 22:9). Ранняя Церковь, за временным исключением (отчасти по догматич. причинам) Восточной, была едина в том, что этот Иоанн тождествен ап. -> Иоанну. Тот факт (Apocalipsys 21:14), что автор говорит об именах 12 апостолов Агнца в основании стены Небесного -> Иерусалима, не может служить доказат-вом обратного; даже если Иоанн и прочел среди этих имен свое собственное, ему не было нужды особо подчеркивать это. Основанием для сомнений в его авторстве служит, однако, отличие стиля Откровения от стиля других сочинений Иоанна. Правда, в данном случае речь идет и о существенном различии материалов. В других пророч. фрагментах НЗ (Matthaeum 24:1; 2 Thessalonicenses 2:1) также встречается множество отзвуков ВЗ. Само собой разумеется, что слова и выражения, использованные пророками для описания схожих видений, во многом совпадают. Но, с другой стороны, в Откровении обнаруживается значит. совпадение с Ев. от Иоанна и с посланиями Иоанна. Понятия: "жизнь", "смерть", "алкать", "жаждать", "побеждать", "свидетельство", "соблюдать заповеди" - являются для них общими. Это же относится и к другим стилистич. особенностям, в частн. к употреблению двух имен Иисуса: Слово Божье (Ioannem 1:1.14; 1 Ioannis 1:1; Apocalipsys 19:13) и Агнец Божий (правда, в Ioannem 1:29 употреблено греч. амнос, а в Apocalipsys 5:6 - греч. арнион). Т.о., нет причин возражать против того, чтобы в согласии с единодушным мнением христиан II в. считать автором Откровения ап. Иоанна.

МЕСТО И ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ

Местом, где было записано Откровение, назван маленький остров -> Патмос, лежащий недалеко от юго-зап. побережья Средиземного моря (Apocalipsys 1:9). Иоанн был сослан туда за свое свидет-во об Иисусе - благовествование. Вероятно, он был приговорен к каторжным работам на рудниках. Находясь в столь тяжелом положении, Иоанн в своих видениях получил от Господа и утешение, и особое поручение. Ириней сообщает, что это происходило в конце царствования Домициана (81-96 гг. по Р.Х.). Вероятно, Ириней получил эти сведения от Поликарпа, к-рый лично знал Иоанна. Положение внутри тех церквей, о к-рых говорится в Apocalipsys 2:3, исторически подтверждается другими источниками. Естественно, у молодых церквей существовали свои трудности и проблемы (ср. 1 Corinthios 1; 2 Corinthios 1; Galatas 1), но утрата "первой любви" (Apocalipsys 2:4), духовная смерть при кажущемся сохранении жизни (Apocalipsys 3:1), инертность и самодовольство (Apocalipsys 3:16.17) относятся все же к тем явлениям, к-рые более свойственны второму поколению верующих, чем первому. Упоминание о гонениях на христиан (Apocalipsys 1:9; Apocalipsys 2:9.10.13; ср. Apocalipsys 17:6) также более всего соответствует времени Домициана, поскольку до него, при Нероне, происходили лишь локальные и кратковрем. преследования.

АДРЕСАТ

Адресатами Откровения были прежде всего семь малоазийских церквей (Apocalipsys 1:11), находившихся в -> Ефесе, -> Смирне, -> Пергаме, -> Фиатире, Сардах, -> Филадельфии и -> Лаодикии. Каждая из этих церквей в период бедствий и гонений получает от Господа послание, в к-ром нелицеприятно рассматривается ее духовное состояние, чтобы через это обличение оказать ей помощь (Apocalipsys 2, Apocalipsys 3). Другие главы относятся ко всей Церкви. Эта весть от Господа сообщается церквам через ап. Иоанна, на чье попечение, видимо, были переданы эти церкви. О том, что Иоанн в конце жизни трудился в Малой Азии, неоднократно сообщают отцы Церкви. Об этих церквах, за искл. Эфесской (Actus 19:20) и до известной степени Лаодикийской (Colossenses 2:1; Colossenses 4:15.16), ничего не известно. Но поскольку благодаря труду ап. Павла "все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе" (Actus 19:10), то можно предположить, что все семь церквей возникли именно в то время (о Лаодикии см. Colossenses 2:1).

КОМПОЗИЦИЯ

Книга, в к-рой описаны видения Иоанна и в к-рой большое значение придается числу "семь" (семь посланий, семь печатей, семь труб, семь чаш), композиционно делится на семь частей:

Введение. Превознесенный Христос (Apocalipsys 1:1-20).

I. Послания семи церквам (Apocalipsys 2:1 - Apocalipsys 3:22).

II. Видения, переданные с помощью слов "я видел", или "и вот", или обоими этими выражениями (Apocalipsys 4:1 - Apocalipsys 5:14):

1. Отверстая дверь на небе (Apocalipsys 4:1).
2. Престол на небе (Apocalipsys 4:2-11).
3. Книга, запечатанная семью печатями (Apocalipsys 5:1).
4. Вопрос ангела (Apocalipsys 5:2-5).
5. Явление Агнца (Apocalipsys 5:6-10).
6. Поклонение Агнцу (Apocalipsys 5:11-14).

III. Семь печатей (Apocalipsys 6:1 - Apocalipsys 8:1).

IV. Семь труб (Apocalipsys 8:2 - Apocalipsys 11:19).

V. Знамения, переданные с помощью выражений "и явилось" или "я увидел" (Apocalipsys 12:1 - Apocalipsys 14:20):

1. Жена в родовых муках (Apocalipsys 12:1.2).
2. Красный дракон (Apocalipsys 12:3-17).
3. Первый зверь (Apocalipsys 13:1-10).
4. Второй зверь (Apocalipsys 13:11-18).
5. Агнец и 144 тыс. искупленных (Apocalipsys 14:1-5).
6. Три ангела (Apocalipsys 14:6-13).
7. Жатва и сбор винограда (Apocalipsys 14:14-20).

VI. Семь ангелов и семь чаш гнева (Apocalipsys 15:1 - Apocalipsys 16:21).

VII. Конец времен (Apocalipsys 17:1 - Apocalipsys 22:5):

1. Cуд над Вавилоном (Apocalipsys 17:1 - Apocalipsys 19:4).
2. Брак Агнца (Apocalipsys 19:5-10).
3. Явление Господа (Apocalipsys 19:11-16).
4. Cуд над зверем и лжепророком (Apocalipsys 19:17-21).
5. Тысячелетнее царство (Apocalipsys 20:1-10).
6. Последний суд (Apocalipsys 20:11-15).
7. Новое небо и новая земля (Apocalipsys 21:1 - Apocalipsys 22:5).

Заключит. предупреждения (Apocalipsys 22:6-21).

БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ

1) истолкование книги О. сопряжено с большими трудностями; все усилия, предпринятые экзегетами за все века существования Церкви, не привели их к единому мнению. Однако среди множества т.зр. можно выделить четыре основные богосл. позиции: а) исторически все пророчества (за искл. Apocalipsys 21:1; Apocalipsys 22:1) относят ко временам Римской империи. Т.о., исполнение этих пророчеств в будущем уже не ожидается. За этим утверждением стоит мнение, что в Библии вообще не содержится подлинных предсказаний будущего; б) долгое время самым распространенным оставалось церковно-историч. объяснение О. Согл. этой трактовке, Apocalipsys 4:1; Apocalipsys 19:1 отображает пророч. картину церк. истории со времен Иоанна до Второго пришествия Господа; в Apocalipsys 20:1; Apocalipsys 22:1 описаны события, к-рые последуют за этим периодом. Выводы отдельных экзегетов при этом почти никогда не совпадают, что служит доказат-вом неоднозначности связи видений Иоанна с реальным историч. процессом. Кр. того, каждый толкователь почти неизбежно высказывал свою собств. т.зр. в определении последовательности видений и даже пытался указать срок -> Второго пришествия Иисуса (вопреки Matthaeum 24:36; Actus 1:7), что всегда наносило ущерб библеистике. К тому же сторонники церковно-историч. объяснения О., как правило, отождествляли -> антихриста (Apocalipsys 13:1) с к.-л. религ. институтами, будь то папство или ислам. Но если дух антихриста может действовать на протяжении веков, то сам антихрист, по свидет-ву Библии, явится как самостоят. личность (2 Thessalonicenses 2:3.4.8.10; 1 Ioannis 2:18; 1 Ioannis 4:3); в) в соответствии с третьей версией, все события, описанные в книге, относятся к будущему. Согл. этой теории, только Apocalipsys 1; Apocalipsys 3 непосредств. относятся к Церкви Христа, тогда как в Apocalipsys 4; Apocalipsys 19 описываются события, к-рые должны произойти в период между восхищением Церкви и Вторым пришествием Господа (-> Взятие на небо), поскольку слово "церковь" в этих главах не встречается. Такую т.зр. трудно опровергнуть, поскольку только будущее сможет показать, верны ли подобные предположения, но нек-рая слабость аргументации здесь очевидна. Обычно толкователи стремятся отождествить семь церквей, о к-рых говорится в Apocalipsys 2:1; Apocalipsys 3:1, с различными отрезками церк. истории, но такое деление нередко представляется надуманным. Кр. того, было бы странно, если бы книга, явно адресованная Церкви, в основной своей части касалась бы Церкви лишь опосредованно; г) четвертую группу толкователей объединяет то, что все они отказались от попыток соотнести очередность видений Иоанна с ходом историч. процесса; они не усматривают в Откровении к.-л. историч. последовательности событий, а рассматривают книгу лишь как широкомасштабное полотно, на к-ром изображена борьба сил зла против Бога и Его святых и запечатлена окончат. победа Господа. Обращает на себя внимание тот факт, что видения семи труб обнаруживают большое сходство с видениями семи чаш, и, след., их, очевидно, можно рассматривать как одновременные. Но при этом возникает опасность переместить -> тысячелетнее царство в современность. В то же время такая версия противоречит другим пророчествам Библии, поскольку, согласно НЗ, ветхозаветные предсказания относятся к вполне определ. событиям; на конкретность предсказаний указывается и в самом О. (Apocalipsys 1:1.19; Apocalipsys 4:1);
2) из этого обзора следует, что при всем разнообразии предлагаемых истолкований книги ни одно из них нельзя рассматривать как единств. верное. Но это никоим образом не означает, что книга утрачивает свое значение и ее изучение следует прекратить. "Блажен читающий и слушающий слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем" (Apocalipsys 1:3; Apocalipsys 22:7). Даже если в истолковании видений книги и присутствует нек-рая неуверенность, то смысл ее утешит. и увещеват. речений все же ясен и очевиден. Для Церкви Христовой О. с самого начала стало книгой утешения и надежды в дни испытаний и гонений;
3) в нек-рых рукописях автор книги назван Иоанном Богословом. О. - единств. книга, где сообщается столько сведений о сатане, его силе и способах действия; сатана здесь упоминается гораздо чаще, чем в других книгах НЗ (Apocalipsys 2:9.13.24; Apocalipsys 3:9; Apocalipsys 12:3-17; Apocalipsys 13:2.4; Apocalipsys 16:13; Apocalipsys 20:2.7.10). Действия подручных сатаны - зверя, лжепророка (Apocalipsys 13:1; Apocalipsys 17:1; Apocalipsys 19:1), блудницы (Apocalipsys 17:1; Apocalipsys 18:1), злых духов (Apocalipsys 12:7; Apocalipsys 16:14) - понуждают верующих к бодрствованию и молитве, чтобы им не оказаться обольщенными (Apocalipsys 15). Поэтому книга О. постоянно говорит о победе, к-рую святые, несмотря на временные поражения (Apocalipsys 11:7; Apocalipsys 13:7), одержат с помощью Господа и крови Агнца над силами тьмы (Apocalipsys 2:7.11.17.26; Apocalipsys 3:5.8-10.12.21; Apocalipsys 12:11; Apocalipsys 15:2; Apocalipsys 21:7). Господь выступит против Своих врагов и осудит их еще в этом грешном мире (Apocalipsys 6:1; Apocalipsys 8:1; Apocalipsys 9:1; Apocalipsys 16:1; Apocalipsys 18:1), а затем окончат. - на Страшном -> суде (Apocalipsys 20:11-15). Верующим не следует удивляться или страшиться, когда положение здесь, на этой земле, "апокалипсически" обостряется. Нужно помнить о том, что книга О. говорит о -> вечности, в к-рой одних ждет -> проклятие (Apocalipsys 14:9-11; Apocalipsys 20:10.14.15), а других жизнь в -> общении с Господом (Apocalipsys 21:11 - Apocalipsys 22:4). И над всем этим возвышается величеств. образ превознес. Христа, Агнца Божьего, освобождающего нас от греха (Apocalipsys 1:5.17; Apocalipsys 2:26-28; Apocalipsys 3:12.20; Apocalipsys 5:9; Apocalipsys 7:13-17; Apocalipsys 14:1-5; Apocalipsys 21:22 - Apocalipsys 22:5) и пресекающего всякое посягательство на Его власть (Apocalipsys 1:7; Apocalipsys 5:5; Apocalipsys 6:16.17; Apocalipsys 11:15; Apocalipsys 17:14; Apocalipsys 19:11-16). Все Откровение проникнуто поклонением славе Господа (Apocalipsys 1:5.17; Apocalipsys 4:1 - Apocalipsys 5:14; Apocalipsys 7:9-12; Apocalipsys 8:3; Apocalipsys 11:15-18; Apocalipsys 15:3; Apocalipsys 19:1-9). Без этой книги Библия оказалась бы неоконченной; в ней просматриваются все основные линии, прочерченные от книги Бытие через всю Библию и приходящие к завершению, определ. Богом (-> Сотворение мира, творение -> Царство Божие).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).